Вельяминово – древнее село, расположенное на старой Каширской дороге на юге Домодедовской земли. Село в исторических документах впервые было упомянуто в духовной грамоте великого князя Василия Темного (1415-1462 гг.).
Основателем села был один из представителей древнего и знаменитого боярского рода Вельяминовых, происходившего от Протасия. «Дед нашего Василия назывался Протасом в родословных книгах, в летописях же – Вельямином: могло быть, что он имел два имени, по обычаю того времени», – так написал знаменитый русский историк С.М.Соловьев, рассказывая о большом боярине тысяцком, Василии Васильевиче Вельяминове.
О роде Вельяминовых в истории записано так: «Как знаменит был род Вельяминовых, видно из того, что летописец, говоря о смерти последнего тысяцкого, приводит его родословную. Родной брат казненного Ивана Николай был женат на родной сестре великой княгини московской, дочери Димитрия Константиновича Нижегородского, и великий князь в своих грамотах называет Василия Вельяминова тысяцкого дядею».
Село Вельяминово, как и большинство сел и деревень южных станов Московской земли, было разорено, опустошено во время татарского нашествия и особенно в 1571-1572 годах крымским ханом Девлет-Гиреем. В Коломенской Писцовой книге 1577-1578 годов в царствование Иоанна Грозного бывшее село Вельяминово записано как пустошь, близ речки Речицы – поместье боярина Булгака Михайловича Зяблого.
Вельяминово в шестнадцатом веке – село с церковью, с землею церковнослужителей. Крестьянам принадлежало 25 десятин луговой и сенокосной земли. В 1678 году, согласно переписным книгам, пустошь Вельяминово числилась как «новосельное сельцо Вельяминово», в котором был господский двор и 4 крестьянских двора с 18 жителями мужского пола.
24 мая 1684 г. в Патриаршем казенном приказе, по прошению Льва Никифорова, сына Еремея, да Тимофея Степановых детей Вельяминовых «велено им Тимофею Вельяминову с товарищи на той церковной земле, что на Ровках, построить церковь Николая Чудотворца древяную и дать им благословенную грамоту, ...что ему ту церковь построить в нынешнем 1684-1685 году».
В царствование Петра I сельцом Вельяминово владела Анна Михайловна Заболоцкая, по мужу Волынская, которая построила в сельце деревянную церковь во имя Преображения Господня на каменном основании. Церковь построена с приделом во имя Архистратига Михаила. Колокольня церкви – деревянная. Год постройки – неизвестен, но сельцо в 1709 году писалось как село.
К церкви села Вельяминово в 1817 году было приписано сельцо Поздново. Помещица сельца Поздново Е.Н. Наумова просила перевести сельцо в приход к церкви села Вельяминово, так как, по ее письму, причиной перевода была невозможность во время разлива реки Каширки добираться ее сельчанам до Кузьминского, являвшегося их приходским селом.
До 1823 года священником в Преображенском храме села Вельяминово был Федор Яковлев, а с 1823 года священником стал Алексий Отрадинский. На 1839 год приход церкви Преображения Господня села Вельяминово состоял из села Вельяминово – 34 двора с 263 жителями, деревни Лупиловки – 19 дворов с 133 жителями, деревень Поздново и Немцово – 23 двора с 182 жителями, дома подполковника А.Лопухина с 40 дворовыми людьми.
Деревянная церковь в селе Вельяминово существовала до 1872 года.
В середине девятнадцатого века приходу церкви принадлежало 26 десятин земли: пашенной и луговой. Церковь и дворы священника, дьячка и пономаря стояли на помещичьей земле.
С образованием Вельяминовской волости в селе разместилось волостное правление, село Вельяминово быстро расширялось.
Разрешение на строительство в селе новой каменной церкви было получено 19 мая 1865 года. Для изготовления кирпича был построен кирпичный завод, работу каменщика Евдокима Панина оплачивала московская мещанка Мария Ивановна Колоколова, а камень, бут, известь и лес прихожане доставляли безплатно. Для новой церкви были выполнены три новых иконостаса, на которых установили старые иконы из деревянной церкви, а также и новые. В церкви были установлены три дубовых престола, жертвенник и аналои. Благодетелями были приобретены для церкви позолоченные железные кресты и двухъярусное паникадило.
Церковь была построена в 1870 году. 5 ноября 1872 года был освящен придел церкви во имя Архистратига Михаила, а 1 июля 1873 года были освящены главный престол во имя Преображения Господня и второй придел – во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
Священником во время строительства церкви состоял Сергей Васильевич Лебедев. Он служил с 1862 по 1879 год.
С 1879 года священником церкви Преображения Господня в селе Вельяминово служил Павел Петрович Розанов. При его служении был установлен в 1884 году большой колокол в 107 пудов и 3 фунта. Ранее на колокольне были установлены: 20-ти пудовый колокол со старой церкви и три небольших колокола: в три, два и один пуд.
В 1887 году в село Вельяминово был назначен священник Стефан Алексеевич Виноградов. При нем продолжалось благоустройство храма.
В 1896 году были закончены внутренние работы по живописи церкви, позже были оштукатурены наружные стены.
С 1871 года в селе Вельяминове стали устраивать ярмарки, которые приносили доходы для сельской общины.
На средства церковного старосты Ивана Васильевича Бычкова в начале двадцатого века церковь была обнесена каменной оградой с кованными решетками.
Годы 1917-1936 были трудными для общины церкви села Вельяминово.
После закрытия церкви в 1936 году были утрачены старинные иконы, утварь и многие служебные принадлежности. Была взорвана колокольня. В церкви открыли молодежный клуб.
Разоренную церковь передали Московсой Епархии Русской православной Церкви 8 февраля 1992 года, с этого года началось возрождение храма: восстановлен купол, установлен крест. Капитальный ремонт с восстановлением утраченных элементов церкви продолжался в течение многих лет. В восстановлении церкви принял участие Николай Константинович Плагидов, регент и художник-иконописец.
С 1992 года настоятелем церкви Преображения Господня в селе Вельяминово служит священник Леонид Григорьев.
В храме находится чтимая икона Божией Матери Млекопитательница, также святыней храма является образ Божией Матери Казанской, отобразившийся на стекле киота.
В церкви еще предстоит выполнить многие восстановительные работы.
Богослужения совершаются в субботние, воскресные и праздничные дни.
Комментарии
Ср, 30 янв. 2013, 22:27:48 Ответить